От Triple Play к “цифровому дому”

Д.Г. МИРОШНИКОВ, глава представительства компании Sagem Communications в России

В современном доме есть множество “умных” устройств — телевизор с цифровой приставкой, радио, персональный компьютер, многофункциональный принтер, игровая приставка, внешний дисковый накопитель, контроллер “умного дома”… Однако, когда каждое из них функционирует само по себе, без связи с другими, мы испытываем массу неудобств. Нам бы хотелось, чтобы мультимедиа-файлы, хранящиеся на ПК или внешнем накопителе, можно было смотреть на телевизоре, а понравившуюся фотографию сразу отправить на принтер, чтобы прогноз погоды или карта дорожных пробок были видны на экране телевизора или цифровой фоторамке и т. д. Другими словами, мы хотим, чтобы любой мультимедиа-контент мог воспроизводиться на любом домашнем устройстве. Для достижения этой цели был разработан стандарт DLNA.


DLNA — Digital Living Network Aliance — новый стандарт для домашних сетей, поддерживаемый около 250 ведущими мировыми производителями домашней электроники. Он позволяет даже неподготовленному пользователю, так называемой “домохозяйке”, применять в каждодневной жизни максимум из имеющихся в Интернете и домашней сети новых полезных функций. Таким образом, пользователю DLNA несет новые удобные сервисы, а оператору — новые возможности по продвижению услуг (контекстная реклама, веб-сервисы и др.), а следовательно, повышение ARPU и лояльности абонента.


В концепции “цифрового дома” компании Sagem Communications роль связующего элемента, сервера сети DLNA, выполняет универсальный шлюз (home gateway). Его главной функцией является подключение “дома” к глобальной сети, которое может осуществляться по любой из технологий широкополосного доступа (ШПД) — xDSL, FTTH, Wireless 3G/4G, GbEthernet. Дополнительная функция — управление всеми устройствами DLNA (клиентами), подключаемыми к шлюзу либо через Wi-Fi, либо проводным Ethernet, либо специфическими технологиями, такими как PLT (по электропроводке) или ZigBee (радио). Сам шлюз управляется дистанционно оператором связи (стандарт TR069), что позволяет ему добавлять или исключать услуги, регулировать класс обслуживания и другие параметры, определяемые оплаченной подпиской, а также осуществлять технический контроль работы всей сети и оконечных устройств, установленных “за шлюзом”, например, цифровых ТВ-приставок (set-top-box).

 

Интернет и телефония — свобода выбора количества и качества услуг

Конечно же, доступ в Интернет и телефонная связь остаются главными услугами, востребованными абонентами. Домашний шлюз должен предоставить оператору возможность максимально полного удовлетворения запросов клиентов, а клиенту — максимально качественный сервис.

В концепции Sagem качество предоставляемого шлюзом Интернет-сервиса можно описать следующими функциональными особенностями:

  • наличие Wi-Fi 802.11b/g и 802.11n для обеспечения полноты покрытия и максимально возможной скорости;
  • наличие нескольких SSID для организации нескольких беспроводных сетей;
  • поддержка Full Stream Routing для работы IPTV (до 8 приставок стандартной четкости, до 3 — высокой).

 

Телефония остается другой важнейшей для абонента функцией. В концепции Sagem абонент получает возможность использования обычного телефона (1 или 2 интерфейса FXS), при этом благодаря функции “FXS Reinjection” сохраняется возможность использования всей домашней телефонной проводки. Кроме того, благодаря тому, что современная IP-телефония расширяет границы частотного спектра телефонного разговора, качественный шлюз обеспечивает подключение DECT-телефонов с улучшенным качеством передачи речи (стандарт CAT-IQ). Количество подключаемых к шлюзу DECTтелефонов (база может быть либо встроена в шлюз, либо подключена к шлюзу через USB-host интерфейс) составляет пять аппаратов, таким образом, каждый член семьи может иметь собственный номер!

Интересно, что DECT-телефон в концепции DLNA Sagem превращается также в универсальный пульт дистанционного управления всей DLNA-сетью.

 

 

Цифровое телевидение — любой контент на экране ТВ

IP-телевидение предоставляет широкий набор услуг: выбор каналов стандартной и высокой четкости, видео-по-запросу, сетевой или персональный видеомагнитофон, “пауза” и многие другие. Однако, современный телевизор обладает таким разрешением и качеством воспроизведения звука, что было бы странным не использовать его для дополнительных функций, например:

  • просмотра цифровых фото;
  • просмотра Интернет-страниц;
  • прослушивания MP3 музыкальных файлов;
  • Интернет радио- и видеосервисов (IP radio, U-tube) и др.

 

В концепции “цифрового дома” Sagem предусматривает возможность расширения функций приставки IPTV так называемыми “виджетами”, которые с помощью дистанционного пульта открывают пользователю доступ ко всем упомянутым выше услугам. Для оператора при этом важным является тот факт, что именно его решение (частью которого является ТВ-приставка) позволило абоненту получить новые удобные функции на обычном телевизоре. Это значительно повышает лояльность абонента.

HomeScreen — любимый спутник на весь день

Многие пользователи ноутбуков и нетбуков обращают внимание на то, что иногда для того, чтобы показать друзьям “фотки” или “включить музыку”, приходится предварительно ждать несколько минут, пока загрузится полновесная операционная система. Все понимают также, что ноутбук — это не фоторамка и не домашняя метеостанция, и не оставляют его включенным на весь день только для того, чтобы полюбоваться понравившейся фотографией или иметь прогноз погоды on-line.
Sagem предлагет новое, революционное решение — переносной домашний экран (HomeScreen), который на 7-дюймовом дисплее с великолепным стереозвуком (с сабвуфером) позволяет:

  • просматривать видеофайлы любого формата;
  • прослушивать любые аудио файлы;
  • просматривать Интернет-страницы;
  • разговаривать по телефону (SIP);
  • смотреть фотографии; 
  • программировать “Интернетвиджеты” и многое другое.

 

Переносной домашний экран становится незаменимым инструментом для воспроизведения контента в любом месте “цифрового дома” в течение всего дня. Домашний экран подключен к домашней сети DLNA через Wi-Fi, а на улице с помощью подключаемого через USB 3G/4G модема — к публичной сети оператора мобильной связи. Для многих домашних хозяек во Франции Home Screen стал любимым “спутником на весь день”. Кстати, загружается он всего за несколько секунд и может не выключаться весь день.

“Умный дом” — часть “цифрового дома”

Задумывались ли вы над тем, что если бы энергетические компании могли не только читать показания счетчиков электроэнергии, но и рационально управлять потреблением, то каждую десятую электростанцию можно было бы не строить? А между тем, — это именно так. Если централизовано управлять такими устройствами, как домашние кондиционеры и системы отопления в часы пиковых нагрузок, можно экономить миллионы евро на мощностях электростанций.

Однако, как вы понимаете, задача это не только энергетическая и экономическая (потребитель должен согласиться с таким регулированием за счет льгот по тарифам), но и связная. Со счетчиком нужна “двусторонняя” связь! Именно такая связь предусмотрена в концепции “цифрового дома”, причем по тем интерфейсам (чаще всего PLT), которые преимущественно используют все производители счетчиков. Sagem и сам является 4-м в Европе производителем счетчиков и систем учета и контроля электроэнергии (АСКУЭ), поэтому данную задачу решает как со стороны связистов, так и энергетиков. Кстати, похожие потребности и в системах учета воды, газа, тепла и в системах телемедицины.

Многие из перечисленных выше функций, реализованных сегодня в шлюзах и других устройствах Sagem, кажутся делом “послезавтрашнего дня”. Но давайте не будем забывать, что число пользователей таких услуг в Европе только на оборудовании Sagem уже перевалило за 8 млн. А началось массовое внедрение Triple Play в 2005 г., всего три с половиной года назад. Сегодня в России уже более 5 млн. абонентов ШПД, и мы уверены, что уже завтра они будут заинтересованы в том же качестве услуг, что и европейцы. Если учесть стремление наших соотечественников быть “впереди планеты всей”, то планировать “цифровой дом” операторам, возможно, стоит уже сегодня, чтобы не обмануть ожидания завтрашних абонентов.


“Вестник связи” № 6 '2009