Универсальный CPE - больше ARPU, выше лояльность!

Д.Г. Мирошников, глава представительства компании Sagemcom в России и СНГ

Как универсальный абонентский роутер повышает ARPU?

Аналитики сходятся во мнении, что тенденции развития связи уже через несколько лет приведут к тому, что главной услугой для абонента будет широкополосный доступ в Интернет. Споры вызывает лишь метод доступа — xDSL, FTTx или беспроводный? Как же в этой ситуации не потерять ARPU за счет сокращения продаж традиционных голосовых услуг, а наоборот, увеличить его?

Многие европейские операторы находят ответ на этот вопрос в “умных” абонентских терминалах (CPE — Customer Premises Equipment). Обычный ADSL-модем или “разъем Ethernet” в сети MetroEthernet решает “главную задачу”, обеспечивая широкополосный доступ, но дает ли он возможность предоставить абоненту дополнительные услуги — IP-TV или “умного дома”? Конечно, нет. Разумеется, абонент найдет того, кто их предлагает в Сети, но какая выгода от этого оператору?

Рассмотрим, как универсальный абонентский терминал, применяемый в различных модификациях большинством операторов, позволяет, с одной стороны, экономить средства, а с другой, — создавать “базу” для внедрения новых услуг!

Экономия на логистике и обслуживании

Современный оператор, как правило, имеет в распоряжении несколько способов построения “последней мили” до абонента. Это и xDSL, и MetroEthernet, и FTTx/PON. Довольно часто, по крайней мере, в каких-то регионах, он имеет и беспроводные активы (GPRS, 3G, WiMAX, LTE). Представьте, сколько различных специализированных устройств ему надо закупать, складировать, обслуживать, поддерживать (обновление ПО, “горячая линия”)! Многие операторы идут по пути разработки полностью универсального устройства, имеющего интерфейсы для всех возможных технологий доступа. Например, изображенный на рисунке роутер F@st2804 может работать по технологии ADSL и MetroEthernet (WAN Ethernet). Для подключений PON применяется недорогой внешний конвертер (PON в Ethernet) или piertopier оптический Ethernet в электрический Ethernet. Через USB-интерфейс может подключаться беспроводный модем (GPRS, 3G, WiMAX, LTE).

Экономия затрат оператора на закупку CPE обеспечивается за счет:

  • эффекта масштаба (одно устройство закупается в больших количествах);
  • снижения избыточных складских запасов (необходимо поддержание на складе только одного типа устройства);
  • упрощения и удешевления тестирования, адаптации, обслуживания, поддержки, ремонта.

Для предоставления услуг доступа в Интернет или IPTV на абонентском устройстве должно быть несколько портов (три-четыре) Ethernet с поддержкой QoS, VLAN. Это базовые требования и, конечно, они должны удовлетворяться универсальным устройством.

Интернет-сообщество оператора

Сколько домашних устройств сегодня поддерживают Wi-Fi? Смартфон, планшетный компьютер, ноутбук, Wi-Fi phone, IP-радио, connected TV? Их число растет с каждым годом. Можно ли представить Интернет-доступ без Wi-Fi? Вероятно, нет, домашняя сеть Wi-Fi — это требование любого абонента. Однако из него может родиться и великолепная возможность для оператора! Представьте, что оператор обслуживает 25 % домохозяйств в регионе. Предположим, что каждый абонент имеет универсальный роутер c Wi-Fi. При такой плотности абонентов, зона покрытия беспроводной сетью получается почти 100 %. Технически нужно лишь “разграничить” домашнюю сеть Wi-Fi абонента и публичную сеть Интернет-сообщества оператора, соблюдая при этом приоритет домашней сети.

Выгода оператора при этом состоит в:

  • продаже услуг доступа по Wi-Fi на большой территории, примером такого сервиса является FON;
  • создании Интернет-сообщества, позволяющего абонентам конкретного оператора иметь свободный доступ на всей территории охвата. Это огромный ресурс повышения лояльности абонентов и “стимулятор” новых подключений.

Важно, чтобы универсальный CPE поддерживал необходимые функции по Wi-Fi даже в том случае, если сегодня Интернет-сообщество еще не создано. Нет сомнения, что не сегодня, так завтра данная услуга понадобится, и очень важно, чтобы парк уже установленных устройств ее поддерживал (а также, конечно, имел возможность дистанционного обновления ПО и конфигурации).

Современный человек имеет множество устройств, где он может хранить свои медиафайлы (музыку, видео, фото). Проблема заключается в том, чтобы иметь единое “хранилище” или “домашний архив”, а также легко воспроизводить контент на удобном в данный момент устройстве (компьютер, планшетник, ТВ и т. д.). Хост интерфейс USB и программный стэк DLNA позволяют решить обе задачи. Что же от этого выигрывает оператор? Лояльность! Именно оператор принес в дом абонента такое полезное устройство, именно он позаботился о том, чтобы в “цифровом доме” царил уют и покой.

Поддержка в CPE голосовых услуг (VoIP-преобразование), безусловно, полезна оператору, так как дает ему возможность в любое время по запросу абонента предоставить дополнительные аналоговые телефонные каналы. Отметим, что если абонент подключен по медному кабелю и у него уже есть аналоговый телефонный интерфейс от АТС, то, конечно, нельзя быть уверенным в том, что ему понадобятся дополнительные порты FXS. При подключениях же FTTx, абонентский терминал является единственным устройством, предоставляющим услуги традиционной телефонии и, соответственно, поддержка VoIP является необходимой.

Конструктив — на все случаи жизни

Еще одним немаловажным элементом является дизайн абонентского устройства. Эта “коробочка” (с логотипом оператора) является элементом “обстановки” и должна быть функциональной и просто симпатичной. Где может устанавливаться роутер или шлюз? У входа в квартиру, рядом со щитком электропроводки (полезно предусмотреть крепление на стену). Роутер может стоять на столе или полочке рядом с телефоном, значит, настольное положение также должно быть “рабочим” для CPE.

Роутер в доме у абонента является “рекламным носителем” для оператора, который находится “на глазах” много чаще, чем дорогостоящая наружная реклама. Так почему бы оператору не сделать данное устройство красивым и функциональным, чтобы его логотип ассоциировался с качеством и стилем!

“Вестник связи” № 10 2011